Разрабатываем смотровую яму в гараж

Правильно сконструированная смотровая яма в гараже является незаменимым помощником для автолюбителей. Она позволяет проводить регламентное обслуживание, диагностику и ремонт ходовой части и днища автомобиля без привлечения специалистов, благодаря чему можно сэкономить существенную сумму.

Смотровая канава относится к потенциально опасным сооружениям, потому что при недостаточной прочности и надежности ее стены в процессе ремонта автомобиля могут обвалиться, приведя к травмированию автомеханика. Поэтому к строительству смотровой ямы нужно подходить ответственно, рассчитав размеры и составив план будущей конструкции, а также подготовив все необходимые инструменты и материалы, которые могут понадобиться для успешного выполнения предстоящих работ.Яма помогает при самостоятельном ремонте авто


Вернуться к оглавлению

Преимущества и недостатки смотровых ям

Некоторые автолюбители самостоятельно устраняют в автомобиле даже самые сложные поломки, оборудуя в гараже небольшую СТО. Другие же отдают предпочтение ремонтным бригадам, но и они не могут отрицать многих преимуществ смотровых канав:

  • возможность свободного доступа к днищу, ходовой части, коробке передач, глушителю и другим конструктивным элементам автомобиля для их технического обслуживания и ремонта;
  • ощутимая экономия денежных средств, которые тратятся на ремонт машины в условиях СТО;
  • при наличии требуемых знаний и навыков появляется возможность организовать свой бизнес по ремонту авто;
  • если имеется гараж с подвалом, то смотровая яма может стать не только ремонтной площадкой, но и входом в погреб.

Недостатком смотровых ям является то, что подобные конструкции занимают достаточно много места, однако при изготовлении многосекционного перекрытия (рис. 1) данный недостаток можно не принимать во внимание. Также следует знать, что сооружение смотровой ямы не всегда возможно. Так, залегание грунтовых вод на глубине менее 250 мм может привести к тому, что в канаве будет скапливаться вода, увеличивая сырость в гараже.

Это отрицательно скажется не только на состоянии автомобиля и всех инструментах, находящихся в здании, но и на вашем здоровье, так как плесень и грибок являются возбудителями многих серьезных заболеваний.


Вернуться к оглавлению

Размеры

Сегодня существуют определенные государственные нормы, описывающие габариты и оснащение смотровых ям для ремонта автомобилей. Однако в основном они регламентируют правила устройства систем освещения и вентиляции для крупных СТО. Для личного использования эти правила и нормы не так важны. Поэтому размеры ямы для ремонта автомобиля необходимо определять самостоятельно.

Конструктивно смотровые канавы подразделяются на:

  • классические, глубина которых составляет более 150 см;
  • лежачие — предполагают проведение ремонтных работ только в лежачем положении;
  • комплексные — погреб и смотровая яма в гараже являются единым целым.

Размеры смотровой ямы в гараже классического типа зависят от площади здания, ширины автомобиля и роста автослесаря. Ширина канавы выбирается с учетом размеров колесной пары машины. Для этого нужно измерить расстояние между внутренними срезами колес и отнять от полученного значения 40 см. Оптимальная ширина смотровой ямы составляет 75-80 см.

Длина траншеи равняется длине автомобиля плюс 80-100 см. Такой запас позволит свободно спускаться в яму и подниматься, когда сверху стоит машина. Глубина канавы зависит от роста мастера. Для удобного и безопасного передвижения по яме ее глубина должна быть равна росту человека плюс 10-20 см.

Оптимальные размеры ямы для ремонта автомобилей составляют:

  • длина — 180-220 см;
  • ширина — 80-100 см;
  • глубина — 170-210 см.

Канава роется с небольшими припусками, которые по ширине составляют около 50 см, а по высоте — 20-30 см. Они пойдут на армирование, бетонирование и финишную отделку стен и пола ямы.


Вернуться к оглавлению

Строительство смотровой ямы своими руками

Весь процесс строительства ямы для ремонта автомобиля условно можно разделить на несколько этапов:

  • разметка участка, рытье канавы;
  • монтаж гидроизоляции, заливка пола;
  • заливка стен, финишная отделка.

Для успешного выполнения предстоящих работ необходимо приготовить следующие инструменты и материалы:

  • болгарку, электродрель, строительный уровень, рулетку;
  • лом, лопату, тачку для вывоза земли, трамбовку, монтажный нож;
  • цемент, песок, щебень, глину, гидроизоляционный материал, арматуру;
  • армирующую сетку, металлические уголки, деревянные доски или ОСП для опалубки.

Вернуться к оглавлению

Яму можно построить из кирпича или блоков


Вернуться к оглавлению

Разметка участка и рытье канавы

Перед тем как выполнить разметку, следует выбрать материал для возведения стен. Если стены будут заливаться цементным раствором, то к ширине ямы нужно прибавить 20-25 см с каждой стороны (толщина бетона). Для кирпичной кладки достаточно увеличить ширину канавы на 25-30 см (рис. 2).

Рыть котлован можно вручную или с помощью землеройной техники. Здесь все зависит от ваших финансовых возможностей и свободного времени. Если гараж возведен на неустойчивой почве, то стенки ямы следует временно подпереть досками, что предотвратит осыпание земли.


Вернуться к оглавлению

Гидроизоляционные работы и заливка пола

После того как котлован вырыт, а пол и стены проверены с помощью уровня на горизонтальную и вертикальную ровность, можно переходить к устройству гидроизоляции. Сначала пол засыпается слоем гравия и песка толщиной около 10 см каждый и тщательно уплотняется ручной трамбовкой. Это позволяет создать дренажную систему, через которую из ямы будет отводиться влага.

Затем стены и пол канавы смазываются глиной, на которую укладывается слой гидроизоляционного материала. В качестве гидроизоляции можно использовать плотную полиэтиленовую пленку, полимерную мембрану или битум. Далее поверх рулонного материала укладывается армирующая металлическая сетка и осуществляется заливка пола цементно-песчаным раствором толщиной не менее 60 мм (рис. 3). После схватывания смеси можно переходить к стенам.


Вернуться к оглавлению

Заливка стен и финишная отделка

Заливка стен начинается с их армирования металлической сеткой и монтажа опалубки из досок или ОСП. Опалубку возводят ярусами по 25-50 см (рис. 4). Каждый ярус заливается бетоном. На самом верху залитого раствора вдоль длинных стен укладывают металлические уголки, которые будут возвышаться над ямой на 10-20 см. Данные элементы являются своеобразными ограничителями, не позволяющими колесам автомобиля случайно попасть в яму.

После схватывания бетона опалубка демонтируется. Чтобы смотровая яма выглядела привлекательно, стены и пол можно облицевать керамической плиткой или другим отделочным материалом.

Для удобства работы в канаве потребуется сделать освещение. Для этого в яму подводится электропитание, а на стены крепятся осветительные приборы. Смотровые ямы относятся к объектам с особыми условиями эксплуатации, в которых допустимое питающее напряжение составляет 36 В.

На последнем этапе работ из досок изготавливается многосекционная крышка, которой можно будет закрыть рабочее пространство ямы на время его ненадобности. Она позволит уберечь вас от падения в канаву и увеличить эффективное пространство гаража.

Top