Вентиляция в гараже часто воспринимается владельцами автомобилей как обычное отверстие в стене, необходимость которого можно поставить под сомнение. Однако такая коммуникационная система остро необходима для поддержания в гараже нормального микроклимата, вывода наружу лишней влаги и воздуха с посторонними примесями – парами бензина, растворителей и кислот.
Грамотно обустроенная вентиляция гаража позволяет не только создать комфортные условия для пребывающего в нем человека. Она повышает срок эксплуатации самого автомобиля, запчастей и инструментов к нему. Рассмотрим основные особенности того, как обустроить вентиляцию в гараже, расчет производительности и подбор комплектующих для воздухообмена.
Функции гаражной вентиляции
Некоторые владельцы гаражей и вспомогательных помещений уверены в том, что такие постройки не нуждаются в вентиляции, отоплении и других коммуникациях. Через несколько лет использования таких сооружений люди начинают замечать негативные последствия своего решения – сырость в комбинации с перепадами температуры приводит к развитию коррозии металлических частей автомобиля.
Негативные факторы действуют и на само помещение – возникает плесень на стенах, деревянные элементы начинают гнить, воздух в гараже становится неприятным и удушливым. Все накопившиеся в помещении продукты неполного сгорания топлива, пары бензина и других веществ часто вызывают у человека головную боль.
Вентиляция гаража предназначена для того, чтобы избежать подобного негативного влияния окружающей среды на автомобиль и организм человека.
Вентиляция в металлическом гараже препятствует сильному разогреву воздуха, что помогает избежать пожароопасной обстановки. Возникает вопрос – как сделать вентиляцию в гараже? Правильно смонтированная система выполняет такие функции:
- вывод за пределы помещения воздуха с вредными примесями;
- удаление лишней влаги, которая попадает в гараж вместе с автомобилем;
- просушка элементов автомобильного кузова и отдельных узлов;
- препятствование появлению грибков, гнили и вредителей;
- поддержка в сухом состоянии смотровой ямы или погреба с заготовками.
Как выбрать схему
Перед тем, как строить гараж, следует определиться со схемой вентиляции в гараже. Современные вентиляционные системы делят на 3 типа:
- естественная;
- механическая или принудительная;
- комбинированная вентиляция, которая сочетает два предыдущих типа.
Схема монтажа естественной вентиляции
Естественная вентиляция в гараже – самый простой и недорогой способ удаления вредных газов и влаги, благодаря чему такое инженерное решение пользуется очень высокой популярностью. Основные составляющие системы – приточная и вытяжная труба, которые располагаются на разной высоте; воздух при этом движется за счет конвективных сил.
Механическая вентиляция – это довольно сложная, но эффективная система, в состав которой входят фильтр, электрокалорифер и вентилятор для притока воздуха, а также отдельная вытяжная подсистема. Комбинированная вентиляция соединяет в себе преимущества первых двух типов – она проста в устройстве, эффективна и недорога в установке.
Проект вентиляции гаража следует составлять с учетом особенностей помещения, его размеров, высоты, количества автомобилей и прочих параметров. Планировать ее лучше всего до начала строительства, так как технологические отверстия, предназначенные для приточной и вытяжной трубы, закладываются в несущих элементах конструкции.
Оптимальная система вентиляции для гаража без отопления – естественная. Механическая вентиляция чаще всего применяется для теплых гаражей, а также подземных паркингов. Комбинированный вариант является оптимальным для частных гаражей в силу невысокой стоимости, простоты обслуживания и эффективности.
Естественный воздухообмен: монтаж вентиляции своими руками
Система вентиляции кирпичного, бетонного или металлического гаража предполагает наличие как минимум двух технологических отверстий, расположенных в противоположных стенах помещения. Одно используется для вывода загрязненного воздуха наружу, а через второе поступает свежий воздух, компенсирующий пониженное давление внутри гаража.
Расчет вентиляции нежилых помещений, к которым относится и гараж, основывается на том принципе, что через воздушные каналы за 1 час должен пройти объем воздуха, равный объему гаража. Исходя из стандартных размеров парковочного места на 1 автомобиль, оптимальный диаметр вентиляционной трубы при природной вентиляции составляет от 160 до 180 мм.
Вентканалы располагают на максимальном расстоянии друг от друга в противоположных диагональных частях стен. Приточная труба устанавливается в нижней части передней стены гаража – например, возле ворот. Вытяжку желательно вывести над крышей гаража в виде вертикальной трубы, оборудованной дефлектором. Это повысит эффективность работы системы и снизит потери тепла.
Расчет естественной вентиляции проводится довольно просто, но перед этим следует измерить объем помещения и диаметр воздуховодов. Стандартная скорость воздуха при этом принимается в диапазоне 0.5-1 м/с. Умножив данный параметр на диаметр вытяжной трубы и время, мы получим количество воздуха, которое за час поступает в гараж.
Пример: принимаем за исходные параметры скорость воздуха 1 м/с, диаметр приточной и вытяжной трубы составляет 160 мм, площадь ее сечения приблизительно равна 200 см2 или 0.02 м2. Количество воздуха, которое поступает в помещение за 1 секунду, равно площади трубы, умноженной на скорость, итого получаем 0.02 м3 в секунду или 72 м3 в час, чего вполне достаточно для обеспечения свежим воздухом гаража, размерами 5х6 метров и высотой в 2,5 метра.
Определение исходных параметров необходимо провести перед тем, как сделать естественную вентиляцию, так как при неправильном планировании придется снабдить воздуховоды вентиляторами, что повышает стоимость работ.
Вентиляция по принуждению
Механический воздухообмен в гаражах частного типа используется реже, так как требует больше материальных ресурсов для создания. Чаще всего его применяют в помещениях, где проходят работы для покраски автомобилей или проводят ремонт техники. Преимущества принудительной вентиляции в гараже заключаются в том, что скорость воздуха становится гораздо выше – до 2,5 м/с, что позволяет избежать накопления вредных веществ внутри помещения.
Система составляется из двух независимых частей – приточной и вытяжной. Диаметр вентиляционной трубы, как и в случае с естественной вытяжкой, составляет около 160-180 мм, в расчетах также учитывается мощность вентиляторов. Устройство вентиляции такого типа предполагает составление подробного проекта, при этом воздухообмен лучше всего обеспечить с некоторым запасом.
Заключение по теме
Вентиляция в гараже своими руками может быть создана с минимальной затратой материальных ресурсов, но при этом обеспечит комфортный микроклимат и полную сохранность находящейся внутри техники. Воздухообмен важен не только для удаления выхлопных газов и паров бензина. Вентиляция необходима для создания безопасных условий для покраски автомобиля и его ремонта.
Вопросы правильного обустройства вентиляции важны при проектировании кирпичного, бетонного или металлического гаража, так как без нее работа внутри может быть опасной для человека. Монтаж вентиляции своими руками обходится намного дешевле.