Как правило, кооперативы не имеют централизованного отопления и поэтому котел для гаража в холодное время года просто необходим. Проводить ремонтные работы или что-то мастерить в тепле гораздо комфортней и приятней, чем в сырости и холоде. Конечно, можно установить в качестве отопительного прибора буржуйку на твердом топливе или отработке. Но только применение котла совместно с системой отопления по-настоящему обогреет помещение и создаст комфортные условия для проведения работ.
Виды котлов
Для экономичного и эффективного обогрева гаража необходимо качественное его утепление. Какой бы котел ни применялся, имея щели в воротах или тонкий потолок и стены, тепла в помещении не удержать. Поэтому прежде чем выбирать котел, гараж необходимо утеплить, и сделать это правильно. В качестве источника тепла могут использоваться котлы следующих видов:
- газовые;
- электрические;
- на жидком топливе;
- твердотопливные.
Эффективны они будут только совместно с системами отопления.
Как правило, использование газовых котлов на природном газе возможно в гаражах, расположенных на приусадебных участках вдали от жилого дома. Для обогрева гаража, расположенного в цокольном этаже или на удалении не более 20 м от дома, решается подключением его к центральной системе отопления. Газовое отопление гаража на сегодняшний день самое эффективное и дешевое. Котлы имеют системы защиты и регулирования, позволяющие поддерживать заданную температуру теплоносителя и переводить устройство в безопасный режим при задувании фитиля и отсутствии тяги.
Применять такие котлы в гаражных кооперативах невозможно в связи с отсутствием магистральных газопроводов. Но есть возможность применять такие устройства, работающие на сжиженном газе. Температура в гараже во время пребывания в нем машины должна быть в пределах 5-7°С при морозе. При больших величинах машина будет отпотевать, а при меньших плохо заводиться. Для поддержания такого температурного режима хватает 1-го газового баллона в месяц. Но существует одно условие для применения такого котла — газовый баллон должен быть установлен вне помещения.
Применение электрокотлов для гаража экономически невыгодно в связи с дороговизной как оборудования, так и эксплуатации. Применение таких обогревателей неэффективно в связи с незначительной тепловой емкостью и частыми перебоями с электроэнергией, особенно в холодное время.
Однако применение такого отопления в гараже частного дома с 2-тарифным учетом электроэнергии может быть оправдано, особенно при устройстве теплого пола. Такой вариант позволит и подсушить машину, и обогреть помещение. Применение программируемого терморегулятора позволит обогрев гаража сделать более экономичным.
Котел на жидком топливе
Более приемлемым вариантом отопления гаража будет при использовании котла на жидком топливе. Его можно как смастерить своими руками, так и приобрести в торговой сети. Котел может работать на отработанном машинном масле, мазуте и солярке. Устройство, выполненное самостоятельно, представляет вертикальную конструкцию, состоящую из двух цилиндров, соединенных между собой перфорированной трубой. Нижний цилиндр служит емкостью для топлива, и в ней же происходит горение. Далее пары топлива и продукты горения поднимаются по перфорированной трубе в верхний цилиндр, где происходит их отработка. При этом выделяется большое количество тепла. Далее продукты горения по дымовой трубе выходят наружу.
На верхнем цилиндре устанавливается водяная рубашка. Нагретая в ней вода циркулирует самотеком по системе отопления, обогревая гараж. Такой котел не имеет никаких защит и требует регулировки и контроля процесса горения. При высокой температуре горения теплоноситель в контуре может закипеть. Котел заводского изготовления таких недостатков не имеет и работает по принципу действия паяльной лампы. Топливо из емкости, расположенной выше уровня горелки, самотеком подается на форсунку. Там предварительно увеличиваются температурные показатели при помощи продуктов горения до 70°С. Температура является оптимальной для процесса горения. Топливо после отработки выделяет большое количество тепла, которое идет на нагревание контура теплоносителя. Он, в свою очередь, циркулируя по системе, обогревает гараж.
Устройство такого котла позволяет использовать твердое топливо при отсутствии жидкого. Для этого никаких изменений в конструкцию топливника вносить не надо.
Эти устройства относятся к классу жаротрубных. Отработка газов происходит не в топке, а в трубах, которые нагревают теплоноситель. Они могут самостоятельно регулировать процесс горения путем изменения подачи воздуха. Эти устройства экономичны и безопасны, однако требуют периодической загрузки топлива, что не позволяет их использование во время отсутствия хозяина гаража. В качестве теплоносителя в таких котлах рекомендуется использовать незамерзающие жидкости, для предотвращения выхода из строя после окончания горения.
Использование твердотопливных котлов
Установив твердотопливный котел в гараж, полностью решить вопрос отопления нельзя из-за малой длительности горения топлива без его дозагрузки. Использование котла длительного горения позволяет поддерживать необходимую температуру на одной закладке дров до 24 часов. Изготовить котел длительного горения для гаража своими руками возможно при наличии необходимых материалов и навыков работы со сварочным оборудованием.
Отвечая на запросы владельцев гаражей, налажен промышленный выпуск котлов длительного горения. Этот котел довольно простой конструкции состоит из 2-х коаксиально расположенных цилиндров. Внутренний имеет диаметр на 10 см меньше чем наружный. Соотношение диаметра и высоты внутреннего цилиндра определяется как 1:3. Высота наружного цилиндра должна быть равна размерам зоны горения. В верхней и нижней части наружного цилиндра привариваются 2 штуцера для подвода холодной и отвода горячей воды. В этой конструкции применяется боковой отвод дымовых газов. Загрузка топлива производится через верхнюю часть внутреннего цилиндра до нижнего среза дымового патрубка.
Сверху во внутренний цилиндр вставляется поршень, выполненный из листового металла толщиной 4-8 мм и диаметром на 4 см меньше диаметра цилиндра, с вваренной трубой сечением в 0,5 раза меньше дымового патрубка. С обратной стороны тела поршня навариваются устройства для распределения воздуха по поверхности горения. Для недопущения активного горения непосредственно под трубой подачи воздуха, на устройства наваривается металлический круг с отверстием в центре. Его диаметр должен быть меньше диаметра трубы примерно в 3 раза. Горение топлива происходит сверху вниз, а пиролизные газы догорают над поршнем. Сверху котел закрывается крышкой с отверстием под трубу подачи воздуха, высота которой должна быть на 20-25 см выше уровня внутреннего цилиндра. Сверху на трубу устанавливают вьюшковый регулятор мощности.
Во время проведения натурных испытаний при температуре окружающей среды 12°С и полной загрузке котла дровами весом 30 кг, горение происходило в течение 25 часов. Температура теплоносителя на выходе изменялась от 80°С после 2 часов, до 40°С в конце горения. Используя такой котел, можно с успехом и недорого отопить свой гараж.