Смотровая яма в гараже своими руками обустраивается по предварительно подготовленному чертежу.
Плюсы и минусы конструкции
Гараж с ямой обладает следующими преимуществами:
- в любой момент владелец авто может осмотреть его, выполнив необходимые работы;
- экономия на оплате услуг СТО;
- дополнительное место для хранения запчастей автомобиля и инструментов (если позволяют размеры ямы).
Главный недостаток конструкции: если грунтовые воды расположены близко, в яме будет высокая влажность, которая негативно воздействует на транспортное средство. Для устранения такого недостатка производится гидроизоляция ямы. Если устройство смотровой ямы в гараже сделано некачественно, тогда в холодное время года на стенах будет собираться влага (из-за перепада температур).
Прежде чем построить фундамент, проводят точные измерения. Ширина ямы должна быть достаточной, чтобы владелец транспортного средства смог спуститься. Специалисты советуют остановиться на отметке 70 см (+ 5-10 см). Определить длину ямы в гараже своими руками сложнее, чем предыдущий показатель. Длина не должна быть менее 2 м. Если планируется строительство стационарных ступеней, их длину необходимо прибавить к минимальному значению. Вентиляция смотровой ямы – важный этап возведения объекта. Материал выбирают с учетом схемы вентиляции.
Эксперты не советуют делать яму на весь гараж. В противном случае увеличится риск появления влаги и конденсата внутри объекта. Если площадь помещения большая, тогда смотровую яму располагают дальше парковочного места.
Проведение измерительных процедур
Смотровая яма своими руками по завершении строительства будет иметь меньшие размеры, чем было запланировано (из-за выкладки стен и слоев отделки). Поэтому в процессе выполнения земляных работ необходимо добавить к размерам толщину пола и стен, сделав дополнительное углубление.
Глубина сооружения = рост владельца гаража + зазор 15-20 см до верха ямы. Сооружение можно сделать более глубоким. Закрыть его, чтобы обезопасить себя от падения, можно с помощью настила из досок. Недостаточная глубина ямы приведет к тому, что во время ремонтных работ человек будет постоянно биться головой о днище автомобиля.
Пропорции смотровой ямы для грузовика немного отличаются от стандартных параметров. Так как у разных автомобилей расстояние между колесами отличается, поэтому предварительно необходимо замерить личное транспортное средство. Ширина ямы должна быть уже расстояния между шинами на 30-40 см.
Если одна яма используется для осмотра и работ с легковым и грузовым транспортом, при определении размеров необходимо выбирать среднее значение. Для проведения работы потребуются следующие инструменты и материалы:
- правило;
- емкость;
- бетон;
- цемент;
- сыпучие строительные материалы;
- рулетка;
- шуруповерт;
- доски;
- саморезы;
- бетономешалка.
Перед тем как залить пол, проводят расчеты. Количество сыпучих строительных материалов зависит от параметром объекта.
Пошаговая инструкция
Смотровую яму можно сооружать в готовом гараже либо при возведении объекта. Этапы строительства смотровой ямы не меняются:
- Разметка участка.
- Рытье котлована.
- Гидроизоляция.
- Укладка пола.
- Сооружение стен.
Предварительно определяют глубину залегания грунтовых вод. Она должна быть не менее 2,5 м. Затем рекомендуется определиться с типом строительного материала для возведения стен. Специалисты советуют сооружать стены из кирпича. Ширина кладки в этом случае будет около 12 см (зависит от марки кирпича). К длине и ширине конструкции прибавляют по 24 см. Если материалом для стен выбран бетон, тогда прибавляют по 40 см.
Перед тем как выкопать яму, потребуется купить лопаты. Этот процесс рекомендуется выполнять вдвоем. Для выполнения подобной работы строительная техника не используется. Перед тем как залить пол, поверхность выравнивается с помощью строительного уровня. Предварительно необходимо приобрести песок, щебень или гравий. Для перевозки сыпучего материала используют тележку. Перед тем как правильно сделать смотровую яму в гараже, рекомендуется определиться с типом фундамента.
Так как влага негативно влияет на днище автомобиля, поэтому рекомендуется произвести качественную гидроизоляцию. Большинство автомобилистов используют для гидроизоляции в гараже полиэтилен (недорогой, но не самый эффективный способ). Более долговечный вариант – битумные материалы и полимерные мембраны.
Дополнительные работы
Если грунт сухой, можно использовать жидкую гидроизоляцию, которую наносят на поверхность с помощью кисти. Перед тем как залить пол, приготавливают бетонный раствор. Толщина слоя должна находиться в пределах 7-8 см. Перед укладкой материала для гидроизоляции пол дополнительно уплотняют гравием (камни укладывают слоем в несколько см, утрамбовывая их ломом).
На следующем этапе проводят армирование. Стальную сетку (необходимых размеров) укладывают на пол. Затем выполняют заливку бетоном. На этом этапе потребуется помощь (чтобы делать раствор).
Если смесь затвердела, тогда производится армирование стен. Сетка укладывается в несколько слоев. Затем сооружают опалубку. Работа выполняется в 3 этапа (на каждом устанавливают и снимают доски). Опалубка будет надежной, если использовать качественные материалы. Доски по завершении строительства можно использовать, чтобы соорудить потолок в гараже.
Хорошо спланированный проект и схема объекта помогут создать все условия для самостоятельного ремонта и диагностики автомобиля. Его подготавливают, перед тем как сделать смотровую яму в гараже. В стенах делают углубления, которые затем станут нишами для хранения запчастей, инструментов, вещей. Строительство объекта проводится самостоятельно либо с помощью профессионалов. Чтобы построить фундамент, можно использовать экскаватор. Но в этом случае увеличатся расходы. Предварительно определяют ширину, длину и материал для основания.
Специалисты рекомендуют построить фундамент с учетом 2-х важных характеристик грунта:
- вид почвы;
- уровень грунтовых вод.
Для определения этих показателей проводят геологические работы. Специалист пробуривает почву в 2-3-х местах. На песчаном грунте возведение конструкции требует уплотнения. Обломочная почва считается самой прочной. Она не склонна к смещению, устойчива к размыванию и морозному пучению. Перед тем как выкопать яму на этом грунте, потребуется купить штыковую лопату.
Заключение по теме
Глиняные грунты считаются самыми проблемными для возведения гаража с ямой. Главный недостаток такого грунта – пучинистость. Влага при попадании в почву скапливается в ее слоях. Если объект строится на таком грунте, тогда особое внимание уделяется вентиляции и гидроизоляции. Перед тем как выкопать яму, потребуется сбить прочную опору. Для ограничения давления земли на основание заливают его ниже глубины промерзания.
При необходимости обустраивается дренажная система. Ее располагают параллельно каждой стороне основания. Перфорированная труба оборачивается фильтрующим полотном, и под незначительным углом ее опускают на дно траншеи.
Наклонные углубления цилиндрической формы в стенах станут отверстиями, в которых поместятся светильники, обеспечивающие освещение смотровой ямы. Прокладка кабеля производится при соблюдении техники безопасности. Специалисты рекомендуют монтировать приборы освещения со степенью защиты УР5 Х. Освещение смотровой ямы проводится с учетом подготовленной схемы проводки. Светильники должны питаться от источника 36 В. Использование сети с напряжением 220 Вт опасно для жизни.
Если смотровая яма будет совмещаться с погребом, тогда необходимо узнать, как сделать вентиляцию. Для этого используют следующие виды вентиляции:
- естественная – предназначена для обеспечения притока свежих воздушных масс за счет разницы температуры внутри и снаружи здания;
- механическая – обустраивается с помощью специального оборудования;
- комбинированная – для удаления отработанного воздуха из помещения используют специальное оборудование.
Перед тем как сделать смотровую яму в гараже, необходимо продумать утепление сооружения. Для теплоизоляции используют плиты пенополистирола. Простым способом считается монтаж трубы с задвижкой в центральной части гаража.